Народные потешки для детей.

2

Народные потешки для детей Сегодня я хочу привлечь ваше внимание к уходящей из нашей жизни народной педагогике. Точнее, к той её поэтической части, которая сопровождала раннее детство ребёнка. Наши предки наполняли поэзией и мелодикой всю свою жизнь: они пели во время работы, в пути, по праздникам и в будни. И конечно, любая мама, бабушка или няня напевала простейшие песенки, потешки для детей, ухаживая за малышом.

Пестушки и потешки для детей.

Для совсем маленьких деток существовали колыбельные и пестушки, а для тех, кто начинал понимать речь (примерно с года), исполняли народные потешки. Собственно потешки для детей отличаются от пестушек тем, что они длиннее. К пестушкам, например, относились разнообразные приговорки, которыми мамы сопровождали прикосновения к телу ребёнка (сейчас бы мы назвали такие действия массажем). Катая головку малыша на подушке, они припевали:
“Мешу, мешу тесто,/ Есть в печи место,/ Пеку, пеку каравай,/ Головоньку валяй, валяй!”.

Распеленав проснувшегося младенца, его клали на колени, подушку или постель и, начиная ласково поглаживать тельце, ножки и ручки, в такт приговаривали:

“Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок”.

Основная функция потешки для детей – развеселить и позабавить малыша – отразилась в названии этого фольклорного жанра. Многие мамы, имеющие детей второго и третьего года жизни, знают, как часто в этом возрасте дети плачут, капризничают, и как часто их приходится уговаривать и успокаивать. Именно на такие случаи в репертуаре каждой мамы раньше были народные потешки. Заслушавшись, малыш успокаивался и позволял себя одеть, умыть, подстричь и т.п.

Чему учат потешки для детей?

Однако, детские произведения наших предков не ограничивались только лишь развлекательным моментом. Будучи людьми мудрыми и практичными, они точно знали, что нужно заложить в человека буквально с младенчества, а потому привносили в потешки для детей и познавательные элементы. При помощи потешек знакомство с окружающим миром происходило в игровой форме, в первую очередь, с теми его объектами, которые совсем маленький ребенок мог видеть вокруг себя, в доме и во дворе. В некоторых народных потешках лаконично, буквально в нескольких строчках, изображалась картина жизни в её основных проявлениях: работа, отдых, праздник:

Мальчик-пальчик, где ты был?я
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С эти братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел, да плясал, родных братцев потешал”.

В этой конкретной потешке взрослый перебирал по очереди пальчики ребёнка (сейчас такую потешку для детей назвали бы пальчиковой игрой). В ней, как и во многих других, подчёркивалась обязательность труда для всех, даже для детей. Вообще для народных потешек характерно отражение традиционных норм поведения и представлений о нравственности. В шуточной форме ребёнку давали понять, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Например, в следующей потешке малышу объяснялась необходимость делиться и наказывалась жадность:

“Чей нос? – Савин
Где был – Славил
Что выславил? – Копеечку.
Что купил? – Калач
С кем съел? – Один
Не ешь один. Не ешь один!”.

При этом ребёнка шутливо трепали и тянули за нос. Если же малыш отвечал на последний вопрос: “С тобой!”, то взрослый обнимал и хвалил: “Вот умный нос!”.

Наказание за безделье изображено в такой известной народной потешке, как “Сорока кашу варила”. Кашу не дают тому, который “дрова не таскал, печку не топил, воду не носил, щи не варил”.

Среди потешек для детей также выделяются произведения, направленные не успокоение и жаление детей. Их использовали, когда малыш обращался со слезами к взрослому в случае падения, ушиба. Обычно мать обнимала ребёнка, целовала, гладила по голове, дула на больное место и приговаривала: “У сороки боли, у вороны боли, у галки боли, у воробышка боли, а у Вани заживи!” или “У волка боли, у лисы боли, у Николаши боль на берёзку в лес улети!”.

Тексты пестушек и потешек обладают большой эмоциональностью. Они насыщены междометиями, звукоподражательными словами (ладушки шу-у-у полетели, коза ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп) и словами детской речи, в которых часто встречаются повторы слов и звуков. Практически каждая народная потешка и пестушка изобилует словами, в состав которых входят суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. С помошью этих средств взрослые интуитивно адаптировали свой язык под детское восприятие.

Послушать потешки для детей. Ворон.

Сегодня в качестве примера потешки для детей я хочу дать прослушать и, может быть, если вам это понравится, выучить одну из народных потешек в исполнении Татьяны Юрьевны Куликовой. В ней слышатся мотивы небывальщины, а животные наделяются человеческими чертами. Выходит такая минисказочка для малыша.

Вот слова этой народной потешки:

“Ой люди, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе – лужок,
А на том лужку – дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелененьких серьгах.
Черный ворон на дубу
Играет во трубу.
Труба точеная
— Позолоченная.
Утром он в трубу трубит,
Вечером сказки говорит.
Сбегаются зверьки
Ворона послушать,
Пряничка покушать”.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо за познавательную статью. Испокон веков люди были мудрее нас, мамы очень часто и долго проводили время со своими детьми, напевая им колыбельные, проигрывая потешки и прибаутки, тем самым развивая речь малыша и раскрывая его эмоции. Сейчас к сожалению редкость большаааааааая. Приходя в поликлинику со своей дочкой – я еще ни разу не слышала, чтобы мать напевала или рассказывала что-то своему ребенку.

    • Никогда не буду петь в поликлинике из сострадания к окружающим (медведь на ухо наступил), да и потешки лучше дома рассказывать, потому что ребёнок может шумно повторять за мамой, мешая другим, или же наоборот стесняться посторонних (зачем же “раскрывать эмоции” на людях, да ещё и в условиях скученности). И мне, когда я была маленькая, потешки, скороговорки и т.п. рассказывали дома. На улице или в поликлинике и без потешек и колыбельных, есть чем занять ребёнка.

Comments are closed.