Пять аргументов, почему нужно пеленать ребенка. Часть 1

10

Сегодня мы начинаем публикацию статьи, автор которой рассматривает пеленание, его актуальность и влияние на развитие ребенка в различных научных аспектах. Возможно, данный труд поможет современным мамам и папам посмотреть на вопрос пеленания по-новому.

Автор: Потехина Татьяна Евгеньевна

Образование: Физиолог (ФЕН НГУ, 1973, Новосибирск), музыкальный педагог, работающий в Орф-подходе (АПРИКТ, 2006, Москва), психолог (спец.фак. ЦП НГУ; ИИСТ г. Москва, настоящее время), педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Деятельность: В течениe многих лет Татьяна Евгеньевна является музыкальным педагогом. Работая по методике Карла Орффа и хорошо разбираясь в вопросах детской физиологии и психологии, Татьяна Евгеньевна достигает уникальных результатов! В данное время её занятия посещают ребятишки от года до семи лет, и главной целью своей деятельности наш автор считает адаптацию детей к социуму и хорошую подготовку к процессу обучения в современной школе. Отлично понимая, как работают законы развития ребёнка, Татьяна Евгеньевна настаивает на том, что нельзя слишком рано начинать развивать детей интеллектуально, поэтому её занятия создают условия для развития, в первую очередь, эмоциональной сферы и двигательной активности. “Всему своё время!” – это не просто утверждение. Татьяна Евгеньевна может его обосновать как учёный-физиолог.

 

Pelenanie_1В этой статье мне хотелось бы затронуть те проблемы детского развития, причиной которых, как мне кажется, является отказ родителей от пеленания младенцев. А в наши дни, как показывает практика, непелёнутыми являются практически все дети.

Последнее время я работаю музыкальным руководителем с детьми раннего возраста: от года до трёх. И всё чаще наблюдаю ребятишек, которые в первые месяцы или даже дни после рождения не знали пеленания (в дальнейшем – НП-дети). Таких деток по их реагированию на происходящее видно с первых же занятий.

Пеленать ли ребенка? Пеленание и традиция

Одному человеку трудно, если вообще возможно, проследить все последствия своих действий, связанных, например, с такими сложными явлениями как воспитание детей. Поэтому в традициях всех народов мира существовали строгие рекомендации на явления много-факторной зависимости, из которых и состоит жизнь человека: как и когда пахать, сеять, убирать урожай, как воспитывать и взращивать младенцев.

Что же говорит нам традиция по поводу пеленания? В приведённой ниже цитате я выделю ключевые слова, которые, как мне кажется, напрямую связаны с законами психофизиологического развития ребёнка. Во всяком случае, мои наблюдения, весь мой жизненный и профессиональный опыт говорят об этом.

«Пеленание считалось необходимым для полноценного развития и роста ребёнка. Важность этого объясняли стремлением распрямить скрюченное тельце, зафиксировать его в прямом положении и защитить младенца от возможных уродств и последствий родовых травм. Считалось, что пеленание делает ребёнка спокойнее и обеспечивает ему хороший сон: младенец не вздрагивает во сне, не пугается, не будит себя, бессознательно царапая щёчки. Туго спелёнутый ребёнок не мог выпасть из колыбели, перевернуться во сне и ненароком удушить себя; его было удобнее и безопаснее носить.
Первому пеленанию, завершавшему ряд практических и обрядовых действий, непосредственно примыкавших к родам, приписывалась возможность не только соматического, но и магического формирования тела – человеческих характеристик новорождённого. С его помощью младенцу – представлявшемуся мягким, аморфным – старались придать крепость, свойственную взрослому. Да и сам момент “обретения одежды” наделялся смыслом “доделывания” младенца».

Пеленание задает «культурную границу человека»

Эти воззрения гармонируют с современным определением феномена человека. «С точки зрения теории информации, человек есть существо, обладающее двумя видами памяти. Первый, присущий всем живым существам, – это консервативная память, наследственная программа в генах, передаваемая в чреде поколений через половые клетки. Второй вид памяти – это коллективная память популяции». Она также передаётся в чреде поколений, по каналам культуры, с помощью обучения, письма, речи и т. п. В этом случае одежда может быть рассмотрена как культурная граница человека.

Животному для его выживания достаточно «биологической одежды». Но человеку, кроме биологической, нужна ещё и «культурная граница», выделяющая его из животного царства. «Ребёнок, завёрнутый в пелёнки из старых, ношеных вещей (обладавших семантикой “своего”, освоенного), символически приобщался к культурной среде. Старые вещи воплощали идею преемственности, передачи благополучия от одного поколения к другому, способствовали успешной интеграции ребёнка в семью, установлению тёплых, родственных отношений. С помощью пеленания тело младенца формировали на протяжении 6-18 месяцев».

Следует отметить, что завёрнутого в пелёнки младенца перевивали длинной полосой ткани (подобной ленте) – свивальником, который усиливал фиксирующий эффект пелёнок. Именно с жёсткостью свивальника связывали степень спокойствия ребёнка.

Пеленание повышает способность к терпению и перенесению тягот ограничения

Народная традиция считала спокойствие и терпение необходимыми качествами, которые способствовали «вочеловечиванию» ребёнка. Эти качества свидетельствовали о правильном развитии новорождённого. В Архангельской губернии только что родившегося младенца заворачивали в мужскую рубаху со словами: «Терпи стужу, терпи нужу, терпи всяку непогоду, всяку невзгоду. Будь ты человеком».

Наши предки знали, о чём говорили. Поведение животного в основном регламентируется биологическими программами, а поведение человека – не только биологическими программами, но и его свободным выбором. Дети животных слушаются своих родителей беспрекословно и категорически до наступления у них полной зрелости взрослой особи. Непослушание детёнышей животных приводит к их преждевременной гибели, такие малыши просто не выживают.

Послушание же человеческих детей своим родителям зависит от культурного уровня тех и других, от воспитания в большей мере, чем у животных. Умение детёнышей животных «терпеть стужу, терпеть нужу, терпеть всяку непогоду, всяку невзгоду» просто стопроцентное, чего, к великому сожалению, не скажешь о детях современного человека.

Позволю себе маленький пример из собственного опыта. Однажды я сломала палец на правой руке. Боли особенной не было. Но, как выяснилось, терпеть не могу обездвижения (до этого у меня не было опыта подобных переживаний). Из студенческого далёка вспомнилось, что существует иммобилизационный стресс. После наложения гипса появились симптомы феномена клаустрофобии и этого самого стресса: сердцебиение, потоотделение, состояние близкое к панике и, как следствие, депрессия. Почти была готова орать, рвать на себе волосы и сдирать гипс.

В тот момент я взглянула на пеленание с другой стороны. Если существует иммобилизационный стресс (психофизиологическая реакция на обездвижение какой-то части или всего организма), и, вероятно, клаустрофобия имеет к этому какое-то отношение, то для выживания организму хорошо бы сохранять «холодную голову» и способность к разумному мышлению, чтобы не впадать в панику при психической или физической иммобилизации. Это с одной стороны. А с другой, хорошо обладать дополнительной энергией и мотивацией к преодолению препятствий на пути к свободе.

Поэтому, скорее всего, пеленание в ранние сроки жизни человека, когда его организм имеет максимальные возможности настройки и приспособления к условиям существования, увеличивает его выносливость к сигналам, провоцирующим иммобилизационный стресс. Таким образом повышается способность к терпению и перенесению тягот ограничения! О чём и говорили наши предки, пеленая своих младенцев.

О пользе ограничений в период созревания человека

Внешние условия существования в первые часы, дни, недели жизни всегда являются знаковыми, точками отсчёта, настраивающими организм на перенесение тягот существования. На севере – это низкие температуры, на юге – умение терпеть жару и т. д. Стеснённость в движениях позволяет младенцу через ощущения понять и принять, как точку отсчёта, необходимость в ЭТОМ МИРЕ терпеть, считаться с внешними обстоятельствами (физическими, физиологическими, психическими, социальными, культурно-историческими), которые ограничивают своеволие.

Современные мэтры психотерапии тоже говорят о пользе ограничений, особенно в период созревания человека. Вот что можно прочитать в одной из книг «Большой университетской библиотеки», ставшей лауреатом Национального профессионального конкурса «Золотая психея» в номинации «Лучший проект 2005 года в психологическом образовании».

«Боязнь расплаты за свою независимость – вот в чём заключается основная причина задержки взросления. И всё же эта причина не самая распространённая. Куда больше людей задерживаются в своём развитии [курсив мой – П. Т.] из-за того, что родители слишком сильно балуют и опекают их в детстве. Перлз считает, что слишком многие родители хотят дать своим детям всё то, что не досталось в жизни им самим. В результате дети предпочитают оставаться избалованными и позволяют родителям всё делать за них. Многие родители также боятся фрустрировать своих детей. Однако лишь фрустрация заставляет нас полагаться на свои собственные ресурсы и преодолевать то, что фрустрирует нас. Давая детям слишком много и не фрустрируя их в достаточной степени, родители формируют среду, дарующую детям столь комфортное чувство безопасности и довольства, что те упорствуют в своём желании навсегда сохранить эту поддержку среды и задерживаются в развитии. Перлз столь же настойчиво подчёркивает, что задержка развития происходит из-за избалованности, как Фрейд подчёркивал, что чрезмерное потакание – это один из источников инфантильной фиксации».

В бихевиоральном направлении психотерапии есть техника, основывающаяся на идеях Скиннера и на теории условных рефлексов Павлова – оперантное поведение или противообусловливание. Суть техники состоит в том, что человек получает вознаграждение за определённое поведение. Таким путём формируется желательное поведение вместо нежелательного, дезадаптивного.

Тугое пеленание можно рассмотреть как ситуацию, в которой ребёнку приходится терпеть и мириться с условиями ограничения, чтобы потом получить вознаграждение. Когда ребёнка распелёнывают, он потягивается, его поглаживают, ласкают, с ним разговаривают. Раз за разом у малыша формируется адаптивное поведение, переходящее в привычку – потерпи и будешь вознаграждён!

Психологам хорошо известно: то, что сформировано в раннем детстве, потом «не вырубишь и топором». Я постоянно наблюдаю нетерпеливых детей, которые бьются в истерике, топают ногами, визжат, падают на пол только потому, что кто-то первый взял то, что им хотелось взять, или сел туда, куда им хотелось. Они переживают сильные разрушительные эмоции. Уговорить и успокоить таких детей крайне трудно и, соответственно, их социализация происходит с большим трудом и потерями.

Вот что пишет о нетерпеливости Дж. Стивенс в своей книге «Приручи своих драконов»: «Нетерпеливость служит одним из самых сильных стрессогенных факторов, угнетающих весь наш организм и, прежде всего, сосудистую систему». Он отмечает, что синдром хронической усталости зачастую сопутствует этому комплексу.

Продолжение статьи будет опубликовано в ближайшее время. Следите за анонсами!

10 КОММЕНТАРИИ

  1. Я самодостаточный, очень активный, общительный и более чем успешный человек. Меня в детсве туго пеленали вплоть до 3 месяцев, после я стала сопротивляться этому процессу и родители от него отказались. Я – мама в ожидании, и придерживаюсь вашего мнения, ваша статья очень объективна! Современные эмансипированные мамы отказываются от пеленания в первую очередь не из-за “лишения свободы движений” малыша, а из-за их собственного нежелания, неумения, да и тем более, на дворе 21 век, производители детской одежды производят все от рюш до бантов, и как же мамам от этого разнообразия отказаться?! Тем более , ведь это проще. Я за пеленания, и в принципе, придерживаюсь вашего мнения в уходе за малышами. Спасибо вам за ваши практичные, а главное дельные и мудрые советы!

    • Спасибо, Вам, Александра, за Ваш комментарий! Очень мне нужна поддержка в этом вопросе! Очень я печалюсь по поводу того, что современные молодые мамы отказываются от традиционных подходов в уходе за младенцем.

  2. Полность согласна с автором статьи.История пеленания имеет еще и библейские корни:Богородица спеленала ребенка и положила в ясли.2000 лет пеленали детей,а нынешнее поколение пришло к выводу что это не только необходимо,но и вредно.Милые мои,а не заметили ли вы что каждое последущее поколение становится все более эгоистичным,нетерпеливым и несмеренным.Связь не находите? Я вам больше скажу: пеленание воспитывает смирение перед родителями,а в последствии уважение.Хотите проблемы с детьми годам к 15-20???? Вперед в ползунки!!!

  3. В целом этот сайт для меня очень привлекателен, но тема пеленания является для меня довольно спорной и даже болезненной: мне это кажется диким пережитком прошлого, когда ребёнка всеми силами пытались подчинить чьей-то воле и ограничить его свободу. Я считаю, что ребёнок в первых дней должен познавать своё тело и его возможности, а лишать его этого опыта просто возмутительно. Наблюдала за своей дочкой после рождения: туго не пеленала ни разу, свободное пеленание первых дня 4, и то в силу неопытности получалось очень слабо, и она сама вытаскивала руки, клала из под щёчку и так спала. По приезду домой отказывалась быть в пелёнках абсолютно, и я никогда не проявляла насилия. Сейчас это очень развитый физически ребенок (перевернулась в полтора месяца, поползла, села и встала в 5, пошла в 8,5 месяцев). При этом она очень терпеливая – плачет только по поводу, историк не устраивает из-за того, что ей что-то не дали сию секунду, игрушки ни у кого не отбирает агрессивно, всегда ждёт, когда дадут. Сейчас ей 2,5 и я безумно рада, что не ограничивала никакими пелёнками её развитие! Буду рада, если мой опыт кому-то пригодится.

  4. Тугое пелинание ног, может способствовать дисплазии. И пеленание скорей делает ребенка зажатым, ограничивая его действия, что приводит к неуверенности, а терпение зависит от характера и воспитания и никак с пелинанием не связано.

  5. Традиционно пеленать детей стали из соображений экономии. Поясню. Детей в семьях рождалось много, младенцы при рождении могут быть разного размера и пола, всем одежду по размеру и возрасту подбирать накладно. Поэтому младенцев пеленали – не в специальные пеленки, как сейчас, а использовали для этого рубахи их матерей или отцов, а также простыни или одеяла, которыми за износа (дыр и т.п.) не могли больше пользоваться взрослые. Эти вещи укорачивали-подрезали и заворачивали в них детей. Ребенок быстро растет, супермаркетов с детской одежкой не было, поэтому зачастую даже дети постарше бегали во дворе в одних рубахах-распашонках, перешитых из нижней одежды взрослых. А одежду для детей “на выход” берегли, ее шили заранее и передавали из поколения в поколение (например, крестильные платья и т.п.). Но в богатых семьях могли позволить шить одежду для каждого младенца по размеру. В рассказах о своей молодости моя прабабушка (она дожила до 95 лет в здравом уме, и я ее прекрасно помню) характеризовала семью своего мужа как богатую, упоминая при этом, что они каждому новорожденному шили по своему комплекту одежды, рубашки, шапочки, пинетки, а не заворачивали в обноски, как делали в ее семье (к слову, обе семьи – и ее, и ее мужа – из купцов). И она знала, о чем говорить, – у нее было 12 детей. Так что все эти теории про тренировку терпения пеленанием – притянуты за уши, на мой взгляд.

  6. А мне нравится такой стиль (напоминает статьи в научных журналах). Видно, конечно, что автор старой школы, но в этом и ценность. Современные то все спецы в основном по продажам.
    Я своего сына не пеленала, а деть получился гиперактивный, так что есть о чем задуматься

  7. В статье связываются несвязанные вещи, логика выводов крайне сомнительная. Сплошное недоумение от прочтения…

  8. Связывать тугое пеленание и отсутствие терпеливости крайне невежественно. Дети разные. И традиции разные. И семьи разные. В общем не убедительно. И как то пафосно

НАПИШИТЕ КОММЕНТАРИЙ