Пять аргументов, почему нужно пеленать ребенка. Часть 2

6

Мы продолжаем публикацию статьи Потехиной Татьяны Евгеньевны, посвященной вопросу необходимости пеленания младенцев.

Pelenanie_2

читать Часть 1

Пеленание помогает ребенку отдохнуть после родов

Роды не являются «извержением младенца из рая», как об этом иногда думают. Это активный процесс не только для матери, но и для ребёнка. Когда плод достигает определённого уровня зрелости, он нуждается в новых условиях существования, в дополнительных стимулах (сигналах среды) для дальнейшего развития. Именно поэтому ребёнок не может дольше находиться в утробе и хочет быть рождённым.

Каждая стадия развития решает свои задачи, делает свою часть общей работы созревания. И, соответственно, каждая стадия имеет свои характеристики, в том числе показатели активности. Очень хорошо это можно пронаблюдать на примере развития бабочки. Яйцо пассивно лежит в укрытии. Гусеница – прожорливая активная двигательная стадия накопления массы и энергии. Куколка, при внешней пассивности, – активное внутреннее изменение. Бабочка – активная половозрелая жизнь на другом (воздушном), более высоком уровне развития.

А. Ф. Жаркин (акушер-гинеколог, д.м.н. из г. Волгограда) на семинаре в г. Новосибирске, организованном Новосибирской Городской Общественной Организацией «Консультационный Центр Пренатального Развития и Родительской Культуры “Колыбель”, (3-4 июля 2002), где мне посчастливилось побывать, демонстрировал видеозапись мягких родов в воду. Роды были грамотно организованы: и мама, и акушерка были очень спокойны. Рождалась девочка с ягодичным предлежанием.

Сначала появились попка, ножки, потом – туловище и ручки. И вот осталось родить только головку. Было очень хорошо видно, как буквально за секунду до очередной схватки девочка готовилась помогать матери. Она на ощупь своей пяточкой находила ногу мамы, упиралась в неё и во время схватки сама прилагала усилия, чтобы вытянуть голову: от натуги девочка пускала газы, и пузырьки поднимались вверх.

Время родов – это время тяжёлой работы для ребёнка. Психологи говорят о кризисе новорождённости, самом ярком из всех кризисов психофизиологического развития. Он отделяет эмбриональный период от возраста новорождённости; один из характерных признаков – потеря физического веса. «Приспособление к новой форме жизни предъявляет такие высокие требования к жизнеспособности ребёнка, что, по словам Блонского, никогда человек не стоит так близко к смерти, как в часы своего рождения».

Кроме всего прочего, во время родов происходит включение многих адаптационных механизмов. И поэтому незрелой нервной системе младенца приходится очень туго. Она нуждается в хорошем, полноценном отдыхе, чтобы восстановиться и переработать, «переварить» полученную информацию. То есть – в тишине, во сне, в отсутствии наплыва новых сигналов среды, тогда как каждое, ещё неуправляемое, движение собственных рук и ног только пугает, лишает сна и перегружает сигналами нервную систему. Поэтому-то рекомендации опыта предшествующих поколений и были направлены на ограничение притока новых сигналов извне, на щадящий незрелую нервную систему режим. Особенно в первые две-три недели после рождения младенца.

В начале своей карьеры музыкального педагога на одном из семинаров я услышала потрясающий по своему трагизму рассказ, который на многие годы заставил меня задуматься о проблеме «больше и быстрее».

В семье талантливых музыкантов родился малыш, и родители решили формировать из него музыкального вундеркинда сразу же, с пелёнок. Они регулярно ставили ребенку для прослушивания лучшие образцы классической музыки в исполнении выдающихся музыкантов. Мальчик впитывал звуки, радуясь им. Когда малыш стал вставать на ноги, родители сделали так, чтобы он мог самостоятельно выбирать пластинки с записями и проигрывать их. Музыкальные способности, которые он проявлял, радовали маму и папу, так как были выдающимися для его возраста. Радовали до определённого момента. В возрасте 4-х лет все сенсорные системы ребёнка стали разрушаться. Очень скоро он превратился в организм, который не мог получать какую-либо информацию извне. Все каналы восприятия были разрушены. Система не выдержала длительного перенапряжения.

Ребёнок – не безразмерная сумка или чемодан, в него нельзя затолкать бесконечно много и быстро того, что хотят родители или педагоги. Ребёнок – это, если хотите, живая система, обладающая определённым запасом прочности и развивающаяся, не как попало, а по своим определённым законам, нарушение которых приводит к поломкам и повреждениям различной тяжести. Незнание законов не освобождает от ответственности. Взрослые, воспитывающие детей, должны знать их или, хотя бы, стремиться к этому.

Не раз, разговаривая с бабушками и мамами, я слышала рассказы о том, как беспокойный младенец, обычно плохо спавший, вдруг затихал и засыпал, когда его туго пеленали. Одна женщина призналась, что этим приёмом (пеленанием) пользуется и сейчас, когда нужно успокоить двухлетнюю внучку. Другая мама рассказывала о своём шестилетнем сыне, который рождался с четырёхкратным (!) обвитием пуповиной, и которого она почти не пеленала. Мальчик в шесть лет (!) просил пеленать его.

Пеленание играет роль пускового стимула

Размышляя о роли пеленания, стоит обязательно поговорить о включении адаптационных механизмов.
Известно, что некоторые особенности окружающей обстановки вызывают у животных и людей рефлекторную адаптивную реакцию, нередко даже без соответствующего прошлого опыта. Например, на запах мяса щенки собаки не будут реагировать до наступления определённой зрелости. Но как только они вырастают из грудного возраста, то дают реакцию поисковой активности на запах мяса, хотя в своей индивидуальной жизни ещё ни разу не пробовали его. Своим поведением щенки реагируют на определенный знаковый стимул среды (запах), на который их сенсорные системы уже были «настроены» в процессе эволюции. Это врождённые знаковые стимулы, на них у организма есть соответствующие ожидания.

В одних случаях эти знаковые стимулы могут подсказать животному или человеку, что оно, или он, находится в подходящем местообитании. В других случаях – сообщать ему о присутствии добычи или опасности. И каждый раз этим сигналом будет вызываться надлежащая реакция: преследование или бегство, оборона или слюнотечение.

Чтобы такие адаптивные реакции были возможны, животные и человек должны быть снабжены сенсорными устройствами, приспособленными для восприятия соответствующих стимулов, и системами переработки информации, программирующими нужную реакцию. Тинберген назвал такие перцептивные устройства «врожденными пусковыми механизмами», а Лоренц – «врожденными моделями».

Во многих случаях адаптации вырабатываются только у получателя важных биологических сигналов. Однако при взаимодействиях между особями одного вида адаптироваться могут как отправители, так и получатели информации: у них создаются сигнальные приспособления и пусковые механизмы. Соответствующие стимулы называют пусковыми или социальными пусковыми стимулами.

Наряду с биологическими и климатическими пусковыми стимулами для человека существуют «культурные» пусковые стимулы, которые специфически провоцируют ту или иную поведенческую реакцию. Пусковыми стимулами бывают не только зрительные, но также слуховые, обонятельные и осязательные сигналы.

«Стоит, например, проиграть новорожденному младенцу магнитную запись плача, как разревется и он сам. Проигрывание с той же громкостью других звуков плача не вызывает. Этот ранний ответ младенца на специфические слуховые стимулы можно считать изначальной безусловной реакцией сопереживания; социальным пусковым стимулом здесь служит плач другого младенца».

Механизмы саморегуляции «отзываются» на сигналы среды определенного качества и количества. По свидетельству И. Эйбл-Эйбесфельдта «… во многих отношениях он (человек) как бы заранее запрограммирован. В частности, его системы переработки информации настроены на восприятие вполне определенного круга стимулов и их сочетаний и на то, чтобы отвечать на них определенными действиями. Никаких предварительных сведений об обстоятельствах проявления пускового стимула не требуется: будет стимул – будет и надлежащий ответ (хотя индивидуальное научение может как-то видоизменить реакцию). Наши системы переработки информации подготовлены к восприятию тех внешних событий, которые небезразличны для благополучия индивидуума».

Скорее всего, пеленание тоже играет роль пускового стимула. И хорошо бы исследовать этот вопрос прежде, чем ставить опыты на своих детях. Ну, не взлетит бабочка, если куколкой не пролежит в земле, хотя бы два месяца.

Теория Бернштейна

В 1947 г. Н. А. Бернштейн, выдающийся отечественный психолог советского периода, опубликовал свой основной труд «О построении движений», в котором наиболее полно представил уровни построения движений. Работа была переведена на основные европейские языки и с большим интересом принята исследователями. Но в 1949 г. Бернштейн был репрессирован. По законам политической ситуации того времени сама работа и даже имя автора должны были быть забыты. Что и было с почти полным успехом выполнено – ни в медицинских институтах, ни на факультетах физиологии и психологии советских университетов эта теория не изучалась и даже не упоминалась. Да и после распада СССР, в наше время, её преподают только в МГУ (в МГУ теорию давали и в советское время) и до недавнего времени преподавали в УПИ (Екатеринбург), сейчас – в порядке частной инициативы.

На наше счастье всё-таки «рукописи не горят». Нашлись исследователи-практики, которые продолжают разрабатывать, изучать и применять положения этой теории.

Московские исследователи на основе многолетней практической работы с детьми специальных потребностей и анализе литературных данных пришли к выводу, что «руброспинальный уровень палеокинетических регуляций, уровень А по Н. А. Берншейну, является основой не только построения движений, но и основой развития целостной психики ребёнка». Развитость движения – основной показатель развития в дошкольном возрасте, дальнейшее развитие вообще, и тем более интеллектуальное, будет зависеть именно от этого.

Включение же рефлексов уровня А происходит при прохождении по родовым путям, длительном тугом пеленании, плотных, крепких объятиях, в играх типа «куча мала». В основе дальнейшего развития организма, начиная от простого роста и вплоть до формирования высших чувств и мозговых «центров управления», лежит правильное включение, развитие и функционирование этого уровня. От него зависит ощущение и осознание человеком своей психофизиологической целостности. Кроме того, от «включенности в работу» рефлексов этого уровня зависит базовая тревожность человека.

Продолжение статьи будет опубликовано в ближайшее время. Следите за анонсами!

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Я из тех молодых мам, которые открыты и новым, и традиционным методам, когда родилась моя дочурка, я была готова как пеланать, так и не пеленать, решила посмотреть, что ей больше понравится. Так вот, ребёнок без пеленания засыпал значительно быстрее, до 3 мес спали в узкой люльке, потом в кроватке, в отдельной комнате, ребёнок на ГВ, спала с 2-3 мес уже всю ночь, сама, руками себя не будила, никакого беспокойства, потери границ не было. Когда пыталась пеленать, дочурка плакала, крутилась, ей явно не нравилось, приучать не стала к пеленкам. Сейчас ей 3,5 года, ходит в сад, секции, совершенно точно не просит себя спеленать, никаких проблем с границами у неё нет, нормальный, даже примерный послушный, не забитый и не наглый ребёнок. От статьи сложилось ощущение притягивание фактов и цитат за уши. Я редко пишу отзывы, но этот написала, чтобы мамочки больше прислушивались к своим детям: кому-то пеленание нужно, без него ребёнок плачет и сам себя пугает, у меня ребёнок не воспринял пеленки, но растёт совершенно нормальным уверенным в себе человеком.

    • Здравствуйте, Елена! Совершенно с Вами согласна в том, что все дети индивидуальны! Однако нужно помнить и то, что и я, и автор статьи, Татьяна Евгеньевна много лет работаем с совсем маленькими детьми и их мамами. И возможно наш взгляд на уход и воспитание маленьких детей имеет некоторое искажение, ведь к нам обращаются огромное количество родителей, у которых есть проблемы, в отличии от Вас, Елена! Я, как человек здравомыслящий отлично понимаю, что психологическое здоровье зависит от огромного количества факторов, и пеленание лишь один из них. Я лишь против того, чтобы мать не пеленала ребёнка лишь потому, что сейчас это не модно!

  2. Я тоже за пеленание! Сама мать, медик, много лет проработала в родильном доме. Не могу понять, когда решили, что пеленать вредно? Молодежь просто сейчас ищет легких путей: пеленать надо уметь, сразу не получается, учиться не охота, проще напялить на ребенка штаны. Сноху моего мужа я учила пеленать много раз, она просто не хотела это делать и они решили, что ребенку лучше в ползунках, в результате ребенок упал со стола на пол, когда она меняла памперс! Ребенок успокаивается, когда его пеленают, это я видела каждый раз в родильном зале! Это заложено природой!

    • Спасибо Вам, Елена, за поддержку! Я не уверена, что мы с Вами сможем как то повлиять на молодых мам! Коммерция и реклама имеют больше средств для воздействия на умы молодых людей! Но я тем не менее не теряю надежды и продолжаю говорить о пеленании на своих курсах и на этом сайте.

  3. Всегда была за пеленание! Считая, что это как минимум успокаивает детей. Сейчас оооочень модно не пеленать, удивлялась, когда видела, что детей не пеленают. В итоге наблюдала одну и ту же картину – дети нетерпеливы, неспокойны, раздражительны, непослушны. Понятно, что здесь могут быть и другие влияния, но пеленание – это первый способ как можно подарить покой своему ребенку. Теперь, прочитав статьи, понимаю механизмы и мои аргументы могут быть более убедительны :).

  4. Отличная статья! Побольше бы таких вещей, да с личным опытом и другими примерами из жизни. Считаю эту информацию исключительно полезной для широкого круга читателей! Особенно молодых родителей, которые в погоне за новомодными тенденциями, упускают такие важные вещи в развитии своих детей. Спасибо за ваш труд!!!

Comments are closed.