Пять аргументов, почему нужно пеленать ребенка. Часть 3

1

Продолжение публикации статьи Потехиной Татьяны Евгеньевны, посвященной вопросу необходимости пеленания младенцев.

читать Часть 1 читать Часть 2

Pelenanie_3_1

Нужно ли пеленать новорожденного? Пеленание дает границы безопасности

До рождения ребёнок находится в пределах материнской утробы. Он ощущает ее всем телом, ему тесно, но вместе с тем через ощущения понимает, что защищён. А когда ребёнок защищён, он может развиваться.

И вот младенец рождается, при этом получает информацию о безграничности окружающего мира. Теперь он не ощущает границ своего тела, если его не пеленают. А безграничность пугает так же, как бесконечность. Непонятно, где – я, а где – всё остальное? В подобных ощущениях неопределённости ребёнку трудно идентифицироваться.

Возражая против пеленания, мамы часто говорят: «Он (она) всё равно руки высвобождает». Даже если малыш высвобождает ручонки из пелёнок, он при этом ощущает границы. Границы безопасности. И ему спокойнее. Почему дети и животные любят различного рода норки, норушки, клетушки? Почему делают себе домики под столами, из стульев и т. д.?

Издана книга, написанная Темпл Грэндин (США), о преодолении ею собственного аутизма. Перечисляя характерные для аутичных людей признаки, она говорит о гиперактивности, агрессии, разрушительном поведении; о большом «голоде» в тактильных стимулах при одновременном избегании прикосновений. «Некоторые учёные полагают, что недостаток тактильных стимулов вызывает гиперактивность, вспышки агрессии, аутистическое и разрушительное поведение».

Темпл Грендин описывает случай, когда она впервые в жизни, уже в подростковом возрасте, благодаря станку для фиксации коров почувствовала полное снятие психофизиологического напряжения. Она провела соответствующее исследование и написала курсовую работу по психологии, предложив соученикам побывать в этом станке и поделиться своими впечатлениями. Многие из обследованных молодых людей неожиданно для себя отметили ранее ими не испытываемые комфортные ощущения защищенности, снятия напряжения и внутренней свободы.

Ученическое исследование Темпл Грендин показало, что не только аутичные дети, но и многие дети, лишенные этого диагноза, имеют некоторые общие проблемы. Вполне возможно, что переживания, испытанные молодыми людьми в станке для фиксации коров, были следствием включения тех адаптационных механизмов, которые обычно включает тугое пеленание. А сама жёсткая фиксация в станке – тем сигналом, «пусковым стимулом» среды, который и «запускает» эти механизмы. Во всяком случае, наблюдение мне представляется весьма интересным и достойным дальнейшего изучения.

К характерным признакам аутичных детей относят также неуверенность, почти полное отсутствие инициативы в общении с людьми, несговорчивость, страх перемен, трудности с речью, слабость эмоционального контакта с окружающими, нарушения дневного сна, трудности с засыпанием, беспокойный ночной сон. Именно они свидетельствуют о наличии у ребёнка постоянного психофизиологического напряжения.

Интересно, что в той или иной степени, по моим наблюдениям, эти признаки присутствуют в поведении детей, которых либо совсем не пеленали, либо пеленали малое время. Разумеется, не все дети в равной степени страдают от непеленания. Каждый ребёнок имеет свой запас биологической, психофизиологической прочности.

Пеленание и неравномерность развития

Один из основных законов роста и развития человека говорит о том, что оно происходит неравномерно. Органы, функции, системы, части тела созревают в разные периоды, в строго определённом порядке, каждый в своё время. Не считаться с этим нельзя.

Новорождённый отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорождённого составляет ¼ длины туловища, а у взрослых – 1/8. Голова новорождённого – самая тяжёлая часть тела! И это – при слабых, незрелых мышцах и позвоночнике. Если внешними условиями (пеленанием) не помогать младенцу, шейный отдел его тела будет испытывать колоссальные нагрузки. Создавшееся психофизиологическое напряжение нарушит, в первую очередь, кровоснабжение мозга, прилежащих органов и тканей, и спровоцирует отклонения в развитии. Со временем на этой почве может развиться сколиоз, кривошея, горб.

Кроме того, на эту проблему следует посмотреть ещё вот с какой стороны. Профессор Новосибирского мединститута А. Н. Мосолов в своём выступлении на конгрессе «Эволюция: человек и образование», состоявшемся в г. Новосибирске 11 – 14 декабря 1996 г., сказал: «Молекулярно-генетические исследования последних лет свидетельствуют, что у человека и шимпанзе гомология ДНК достигает 95%! Фактически у нас, людей, 95% генов – обезьяньи. Почему же мы лучше их? По моему мнению, виной всему один главный “дефект”, который я называю “антиакселерацией”.
Суть его состоит в следующем. В среднем, по сравнению с человеком, обезьяны развиваются примерно в три раза быстрее. Короткий временной отрезок от рождения до полового созревания в сообществах гоминид давал возможность обучать новые поколения только элементарным навыкам для сохранения жизни и оставления потомства. Не хватало времени для совершенствования опыта и его накопления в чреде поколений. Отмеченное во второй половине ХХ века массовое проявление акселерации в ряде популяций необходимо оценить как отрицательное явление для человека в масштабах вида, как ретроградную эволюцию».

Полная зрелость у самки шимпанзе наступает в 7 – 8 лет, а у самца – в 9 – 10 лет. Развивая далее свою идею, Мосолов приходит к выводу: замедление физического созревания человека в сравнении с таковым у шимпанзе даёт возможность вызревать специфически человеческим качествам. Свободные движения могут ускорить физическое развитие новорождённого в ущерб психическому. А ускорение развития увеличит психофизиологическое напряжение.

Вы только себе представьте, это как в игре «перетягивание каната»: с одной стороны 95% генов, гомологичных обезьяньим, тянут развитие человека по пути развития обезьян, и только 5% – по пути развития собственно человека. Чтобы победили «наши», то есть человеческие гены, им нужна помощь. И эта помощь всегда приходила со стороны культурных наработок многих и многих поколений.

К большому сожалению, даже в наше время известны случаи, когда развитие человеческих детей шло по обезьяньему типу. У девочек в 4 года появлялись первые регулы, а в 6 лет они рожали своих первенцев (Перу). Хорошо это или плохо? Физическое развитие помогает психическому и интеллектуальному, но не обеспечивает и не заменяет их.

Отсутствие сдерживающих факторов со стороны пеленания, конечно же, ускоряет физическое развитие организма, перегружает и просто «забивает» психическое, нравственное, интеллектуальное, которые на ранних этапах осуществляются медленнее из-за биологической незрелости ребёнка. Происходит перекос в развитии в сторону физического, в ущерб развития всех других сторон личности человека. Это тот самый случай, когда «сила есть – ума не надо».

«Да, ребёнок – это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком». И для того, чтобы социальная среда могла воздействовать на созревание малыша столько, сколько это необходимо, чтобы в «перетягивании каната» победили «наши», необходимо время. Только соблюдая определённую меру физического развития относительно развития всех других функций и систем, можно добиться развития относительно гармоничной личности.

Нужно лм пеленать ребенка? Пеленание и умение проводить грань свой – чужой

Я заметила, что НП-детям труднее даётся подражательное поведение, чувство порядка, сосредоточенное внимание, терпение и послушание. К тому же и уровень тревожности у них заметно повышен. С ними у мам, педагогов и детей чаще возникают различного рода проблемы, учебный процесс чаще «спотыкается» именно на этих детях. Взрослым приходится постоянно придумывать, изобретать для них всё новые и новые методы убеждения.

Народная педагогика называет таких детей своевольными. Хороша ли своя воля? Конечно, хороша, но в своё время: после того, как все психофизиологические механизмы, обеспечивающие выживание, развиваются и созревают. Только не в период, когда основные механизмы познания, развития и приспособления к окружающей среде связаны с подражательным поведением.

Наблюдая поведение НП-детей, я прихожу к выводу, что они не вполне доверяют взрослым и от этого напряжены более, чем того требует действительность. Интересно, что вес таких детей, если вы берёте их на руки, может оказаться неожиданно больше, чем это представляется, когда просто на них смотрите.

На моих занятиях много игр, когда беру детей на руки, кружу, раскачиваю их или подбрасываю. Я специально планирую занятие таким образом, чтобы иметь возможность время от времени «потрогать вес» ребенка своими руками. Вес может меняться буквально на глазах. И мамы подтверждают справедливость этого наблюдения. Например, берёшь на руки тяжёлого ребёнка, он начинает играть на фортепиано, импровизируя (нажимать на клавиши, как ему хочется), и его вес вдруг, в какие-то мгновения уменьшается. Потому что самовыражение в любой форме снимает любое внутреннее напряжение, любую тревогу.

Мне бы хотелось отметить ещё один момент наблюдаемого феномена. В период от рождения до трёх лет ребёнок, формируя свои представления о мире, должен сделать несколько фундаментальных открытий. Одним из них является открытие того, что мир состоит из своих и чужих.

Уже в 4-5 месяцев ребёнок может беспокоиться при появлении чужих людей. Умение проводить грань свой – чужой относится к основным умениям ориентации в пространстве жизни: физической, социальной и идеальной её составляющей. Если ребёнок этого не умеет делать, то его развитие в будущем будет идти неправильно. Будет повреждено «чувство границ». Значит, ребёнок, вырастая, не научится «хранить свои границы» и «не нарушать границы другого человека». В том числе будут повреждены механизмы, обеспечивающие выбор близких, «своих по жизни» людей.

Священник Илья Шугаев, многодетный отец, в своей книжке «Растим сына, растим дочь», анализируя умение ребёнка проводить грань «свой – чужой», выделяет повреждение чувства границы как базовое при попадании подростков в группу риска по асоциальному поведению: «Ребёнок либо выделяет из общей массы кого-то, к кому он более привязан душой, либо нет, либо ни к кому не может быть привязан серьёзно. То же самое будет и в старшем возрасте. В пятнадцать лет один парень будет ухаживать за всеми девушками подряд и с лёгкостью расставаться с ними. Другой же будет знакомиться с девушками редко, но каждое знакомство будет оставлять след на всю жизнь.
Оказывается, чтобы ребёнок научился привязываться к кому-то своим сердцем, до трёх лет он должен сначала привязаться к своей матери. В этот период он должен усвоить именно такую картину мира: есть узкий круг родных, которые всегда с тобой, с которыми всегда хорошо и уютно, и есть чужие. Именно эту картину, усвоенную до трёх лет, человек будет пытаться воспроизводить в течение всей своей жизни. А главное, он будет воспроизводить её в своей семье. Дороже семьи для человека ничего не будет, и только в семье он будет находить своё счастье…
В будущем эти дети (у которых не сформировано или повреждено чувство «границ» – П.Т.) крайне неразборчивы в своих друзьях и знакомых. Они очень быстро попадают в группу риска проституции, по наркомании и алкоголизму». С этим же чувством тесно связано чувство Родины – «большой семьи».

Мамы НП-детей рассказывают, что их дети не боятся чужих женщин и даже мужчин. Сами вступают в разговор со взрослыми, называют чужих женщин «мамой» или, если их поправляют, «тётя – мама», и демонстрируют готовность идти за ними куда угодно, с лёгкостью оставляя своих родственников или даже родную мать. Но есть и другой тип поведения НП-детей – это чрезмерное недоверие, что тоже связано с нарушением чувства «границ».

Современным людям, выросшим в стране разрушенных традиций, необходимо осознать (если они хотят быть успешными не только в своей жизни, но и в жизни потомков), что традиция закрепляла в обычаях и поведении людей только то, что обеспечивало наилучшую адаптацию и выживание в экстремальных условиях и было проверено опытом поколений. Отвергать традицию, следуя моде, категорически не рекомендуется. По этому поводу вспоминаются слова одного священника: «Прочитай слово “мода” наоборот и ты узнаешь, чем она заканчивается».

Продолжение статьи будет опубликовано в ближайшее время. Следите за анонсами!

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Это не просто притянцто за учителя, это настоящее мракобесие. Замедлять насильно физическое развитие пеленанием, чтобы 95% обезьяньих ген не победили))) Ну да))) только так и произошло формирование человеческих качеств. Очень Надеюсь, что Как можно меньше молодых мам поведется на этот бред.

Comments are closed.