Пять аргументов, почему нужно пеленать ребенка. Часть 4

7

Сегодня мы заканчиваем публикацию статьи Потехиной Татьяны Евгеньевны, рассуждающей о том, необходимо ли пеленание современным младенцам.

читать Часть 1 читать Часть 2 читать Часть 3

Пеленание в наши дни или Не всем советам стоит следовать

Pelenanie_3

Сейчас многие специалисты советуют не пеленать младенцев. Мамы детей, с которыми я занимаюсь, рассказывают, что педиатры и некоторые психологи довольно решительно и даже агрессивно требуют отменить пеленание: их учат этому на семинарах и курсах по повышению профессиональной квалификации.

В нашей стране, по-моему, это началось ещё в семидесятые годы ХХ века с рекомендаций модного в те времена доктора Спока. Но именно сегодня я наблюдаю бурное цветение этой пагубной идеи.

Глубоко уважаемый мною Бруно Беттельгейм, всемирно известный психотерапевт и педагог, отмечает одну очень важную вещь: к сожалению, не всё, что печатается людьми в качестве научной литературы, действительно ею является, иногда – это просто «роман», то есть нечто, придуманное другим человеком. «И книга Спока, на мой взгляд, тоже роман. Он не предлагает тщательно проанализированных результатов исследования, но приводит примеры, почерпнутые из его богатого опыта, и высказывает по их поводу умозрительные соображения» [выделено мною – П. Т.].

Я ни разу не видела в современных зарубежных художественных фильмах запеленатого младенца. По всей видимости, за рубежом давно уже не принято пеленать новорожденных. Более того, на занятии по общей психологии (Спец. факультет НГУ, где я училась), нам показывали иностранный документальный фильм, в котором демонстрировались кадры, снятые в советских роддомах. Показ запеленатых младенцев сопровождался комментарием, содержание которого сводилось к тому, что тоталитарное государство таким образом выращивает покорных и послушных граждан, с младенчества ограничивая их.

И наши люди, специалисты (психологи, педиатры и педагоги) почему-то, не задумываясь, начинают послушно повторять эти «романические» слова. Кроме общих рассуждений о том, что младенцу не нравится быть запеленатым, и что пеленание ограничит его развитие в той или иной мере, вы не найдете каких-либо научных исследований и тщательно проанализированных результатов этих исследований. Только общие слова, только «романы»!

Прежде, чем давать советы и рекомендации по изменению культурных традиций, разумно, по меньшей мере, исследовать, изучить, рассмотреть вопрос с максимально возможной в заданных обстоятельствах полнотой.

Конечно, жизненный опыт, наблюдения и размышления каждого конкретного человека имеют определённую ценность и заслуживают внимания и интереса со стороны общества. Но, тем более, того же внимания, интереса и бережного отношения заслуживает опыт народа. За свою короткую жизнь (в сравнении с жизнью народа) человек сможет увидеть, пронаблюдать, осмыслить и проанализировать неизмеримо меньше, чем это сделает коллективный опыт и разум народа.

Русский народ выращивал и воспитывал таких людей, которые смогли освоить 1/6 часть суши в неблагоприятных климатических условиях, создать государство, которое в 1913 году вышло на первое место в мире по экономическим показателям. Наработками русской культуры до сих пор пользуются люди во всём мире. Даже после репрессий и геноцида советской власти против русской культуры, русского народа и его мировоззрения ему хватило жизнестойкости для того, чтобы победить фашизм, перед которым склонили головы народы Европы, восстановить разрушенную войной экономику и первыми запустить человека в космос.
«Современный интенсивный интерес к творчеству, – признаёт Э. Раудсепп, – обязан главным образом тому удару, который нанесли нашему широко разрекламированному чувству самодовольства советские достижения в области космоса».

Неужели эти факты из жизни нашего народа не заставляют нас/вас задуматься?

Мне непонятно, почему нужно пользоваться непроверенными, необоснованными советами и рекомендациями, пришедшими из-за рубежа, и отвергать свои, проверенные временем и тяжёлыми испытаниями наработки? Воистину, чужебесие погубит Россию! «Иванушка, не пей из козлиного копытца, козлёночком будешь!» – предупреждает русская народная сказка.

«”Ничто не может быть более гибельным для страны и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка, и желание стать другим народом”, – писал в ХVII веке Юрий Крижанич с болью в сердце за судьбу русской державы. Главной опасностью для любого государства, считал он, является “чужебесие”“бешеная любовь к чужим вещам и народам и чрезмерное доверие к чужеземцам”. Живший ещё до эпохи петровских преобразований, Крижанич справедливо подметил эту роковую особенность общественной жизни Руси ХVII века, ставшую впоследствии главной причиной разрушения русской цивилизации».

Позиция «мы – умы, а вы – увы» очень опасная позиция. Человек, занимающий её, изначально ставит себя выше всех других или какой-то части множества людей своего рода. Тем самым он отвергает наработки, опыт, традиции предшествующих поколений.

В России, тысячу лет стремящейся жить по ценностям православия, такая позиция укоренилась после Октябрьской революции 1917 года. Захватившим власть большевикам требовалось оправдать своё беззаконие. Обесцениванием всего, что было до них, они увеличивали свою значимость, присваивали себе право изменять устои, обычаи, порядки, правила и законы. «Прогрессивные» рассуждения о вреде пеленания детей могут оказаться того же «поля ягоды».

Часто в разговорах о пеленании мне приходится слышать о традиции не пеленать своих младенцев, существующей у других народов. Понятно, что культуры, цивилизации отличаются друг от друга (и очень значительно) по тем или иным мировоззренческим или практическим вопросам. Например, у одного народа принято прощать своего обидчика, а у другого – наказывать друга, если тот как-то провинился. В одном народе обман, мошенничество и воровство считается доблестью, а у другого – тяжким грехом.

Каждая культура имеет свои определяющие специфические характеристики и достижения, по крупицам собираемые и культивируемые в поколениях. В традиции христианских народов было принято пеленать своих младенцев. Богородица пеленала Младенца Иисуса: «… и родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, …» (Ев. От Луки, гл. 2, стих 7); «… и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пелёнах, лежащего в яслях» (Ев. От Луки, гл. 2, стих 12).

Архимандрит Тихон в изумительной книге «Несвятые святые» и другие рассказы (Изд-во Сретенского монастыря, ОЛМА медиа групп, М., 2012) приводит слова отца Алипия (Иван Воронов, художник, фронтовик), Великого Наместника Псково-Печерского монастыря, имеющего удивительный дар слова: «”Как узнать Иуду?” – “Омочивый руку в солило, тот Меня предаст”, – сказал Спаситель на Тайной Вечери. Ученик дерзкий, который хочет сравняться с учителем, с начальником, занять первое место, первым взяться за графин. Старшие ещё не завтракали, а малыш уже облизывается, уже наелся. Растёт будущий Иуда. На двенадцать – один Иуда. Если старшие не сели за стол, и ты не садись. Сели старшие – садись по молитве и ты. Старшие не взяли ложку – не бери и ты. Старшие начали кушать – тогда начинай и ты».

Как будто специально для нашей темы было сказано в Слове на Литургии на монашеском постриге в Сретенском монастыре (19 декабря 1997 г.): «… Или человек изберёт другое – и будет верным лишь своим желаниям, которые возведёт в закон для себя и всего мира. И, захотев перехитрить всех, в результате обманет лишь самого себя».

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипов Б. А., Максимова Е. В., Семёнов Н. Е. Нарушения восприятия «себя». – сб. ст., М.: «ДИАЛОГМИФИ», 2012.
2. Бернштейн Н. А. «О построении движений», М.: Медгиз, 1947.
3. Беттельгейм Бруно. Любим ли я… Диалог с матерью. – СПб.: «Ювента», 1998.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. – М.: «Эксмо», 2006.
5. Грэндин Темпл, Маргарет М. Скариано. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. – М.: «Центр лечебной педагогики», 1999.
6. Максимова Е. В. Уровни общения. – М.: «ДИАЛОГМИФИ», 2008.
7. Платонов О. А. Русская цивилизация. – М.: «Роман – газета», 1995.
8. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2009.
9. Психология детства. Учебник. /Под общей ред. А.А. Ренана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.
10. Русские дети. Энциклопедия. – СПб.: «Искусство», 2006.
11. Шугаев Илья, священник. Растим сына, растим дочь… – М.:«Издательский Совет Русской Православной Церкви», 2006.
12. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. – М.: «Просвещение», 1978.
13. Эволюция: человек и образование. // Материалы конгресса, Новосибирск, 11 – 14 декабря, 1996. – Н-ск, 1996.
14. Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики. // В кн.: Красота и мозг. Под ред. Ренчлера И., Херцбергер Б., Эпстайна Д. – М.: «Мир», 1995.
15. Ярошевский М. Г. Наука как предмет психологического исследования // Проблемы научного творчества в современной психологии. – [Сб. ст.] / АН СССР. Институт истории естествознания и техники; под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: «Наука», 1971. С. 7-45.

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Понравилась статья, есть о чем задуматься. По себе помню, как любила, когда меня мама “пеленала” в одеяло (лет в 6 сама просила ее об этом). И выросла далеко не забитым чаловеком. Так что статья к размышлению.

  2. А мне статья очень понравилась. Многое отозвалось в душе. Никто никого не призывает до года малышей держать в пеленках. Просто на сон полезно ограничивать малышей. Мне это сказала педиатр из центра детской психоневрологии. Ребенок бодрствует – играем-говорим-делаем массаж-делаем зарядку-делаем пальчиковую гимнастику. Только носик стал тереть – аккуратно в пеленки и баюшки. Спасибо автору за интересную статью.

  3. Все прочла и , как сам автор пишет – её статья из области романа, еще и с религиозной составляющей… Никаких фактов не приведено – одни умозаключения самого автора.

  4. А мне очень понравились рассуждения автора! Хотя мне кажется, что пеленать новорожденных малышей нужно! По-моему мнению, новорожденные чувствуют себя в пеленках намного увереннее и защищенные, как у мамы в животике и у них пропадает страх от безгранично окружающего их пространства! P.s. когда в подобного рода статьях есть такие точно подобранные предисловия, читать становится все более интереснее!

  5. НП дети действительно более развиты в физическом плане. Но кто вам мешает ВОСПИТЫВАТЬ ребенка, давая понять когда время активных игр, а когда ему лучше себя сдерживать? Гиперреактивность – проблема скорее усталости и нежелания взрослого человека по-настоящему заняться ребенком, не только отсутствие пеленания. Ну скачет по полу, пусть себе скачет, ну не слушает взрослых или болтает всякий бред, и ладно. А потом могут быть проблемы в коллективе. Пробьется такой ребенок в лидеры – хорошо, а если нет то что? Правильно, будет выкинут из группы и сделан изгоем. Травма на всю жизнь. Вот вам один из вариантов развития событий, если пустить на самотек обучение ребенка разуму и объяснение социального поведения других людей.
    П.С. Психологи утверждают, что при определенных обстоятельствах человек может поменяться. Стать сангвиником вместо халерика, к примеру. И такие перемены происходят или не происходят каждые семь лет жизни человека.

  6. Мне кажется, как-то однобоко все рассмотрено в этой статье. И выдержки из других книг и статей сделаны очень “удобно” для автора. Действительно раньше просто не было такого количества детской одежды, вот и пеленали младенцев. Я сама пеленаю сына только на ночь, чтобы спал спокойнее. А все остальное время он одет в красивую и качественную одежду. И я вижу как нравится ему рассматривать свои руки, махать ручками и ножками…они ведь так познают мир и себя. Я согласна, что не нужно отрываться от своих корней, но и в неофитство впадать тоже не стоит. Мне кажется, что в воспитании ребенка автор придерживается достаточно жестких мер и ограничений. Неужели от того, что мы будем постоянно выставлять ограничения и рамки своему ребенку, он вырастет инициативным, добрым и отзывчивым человеком? Я думаю, что чем больше ребенок получает любви в детстве, тем больше он сможет сделать и отдать добра и любви будучи взрослым. Такое вот мое мнение!

  7. Так много горячих и пространных рассуждений от автора о пользе пеленания, об опыте народа… А может всё просто: надо же было во что-то одевать младенцев вот и завёртывали в тряпочку-ползунков не было, да и из люльки не вывалится. А все описываемые особенности характера людей объясняются именно различием в характерах, воспитании, образом жизни и т.п., а не так примитивно-в пелёнках или ползунках рос младенец.

НАПИШИТЕ КОММЕНТАРИЙ